kepka

Станица Ростовская

Главная

 

ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ О КАЗАКАХ В РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ


Гребневская летопись

     Первые упоминания о казачестве в русских летописях связаны с победой Дмитрия Донского в Куликовской битве в 1380 году. В "Гребневской летописи или повествовании об образе чудотворном Пресвятой Владычицы и Приснодевы Марии", составление которой относится к 1471 году сказано:«И когда благоверный Великий князь Димитрий с победой в радости с Дону-реки, и тогда тамо, народ христианский, воинского чину живущий, зовомый казаций, в радости встретил его со святой иконой и с крестами, поздравил его с избавлением от супостатов агарянского языка и принес ему дары духовных сокровищ, уже имеющиеся у себя чудотворные иконы, во церквах своих. Вначале образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, крепкой заступницы из Сиротина городка и из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

     И тогда князь Димитрий Иоаннович принял сей бесценный дар… и по Дону реки достигает еще казача городка, Гребни, на устье реки Чир, и живущие там воины также встретили Великого князя с крестами и святой иконой и в дар ему также образ Пресвятой Владычицы нашей Богородицы чудесно там у них сияющую вручили. И во все лета установил им, казакам, свое жалование "за почесть их сильную храбрость противу супостат агарянска языка"».

     К сожалению Гребневская летопись была утраченга в послереволюционные годы, но эта легенда сохранилась и в других источниках. Так в окладной книге Донского монастыря сказано: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Богородицы Донския, зане к Великому князю Дмитрию Ивановичу донския казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Дмитрия Ивановича в междуречьи Дона и Непрядвы, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Дмитрию Ивановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение нечестивых агарян, вручеща». (И. Е. Забелин «Историческое описание московского Донского монастыря», 1865). Сейчас чудотворные иконы переданные Дмитрию Донскому известны как Гребенская (Гребневская) икона Божией Матери и Донская икона Божией Матери.


Гребенская (Гребневская) икона Божией Матери


Гребенская (Гребневская) икона Божией Матери

Донская икона Божией Матери


Донская икона Божией Матери

Ермолинская летопись


     В Ермолинской летописи о событиях, относящихся к 1445 году (л.273) сказано: «В лето 6953... Тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди, и прииде к ним две тысячи казаков и, шедшие взяша Лух без слова царева, и приведоша полону много и богатьства». (Полное собрание Русских Летописей изданное по Высочайшему Повелению Императорскою Археографическою комиссею. Т.23. Ермолинская летопись. С.П-б. Тип. М.А.Александрова, 1910, с. 151). В этом отрывке говорится об одном из моментов похода первого казанского хана Улу-Мухаммеда против Московского и Рязанского княжеств.

Патриаршия или Никоновская летопись


     Другой момент этого похода отражен в Никоновской (Патриаршией) летописи. «В лето 6952... А царевич Мустофа был тогда в Рязани в граде Переславле; Рязанцы же выслаша его из града, он же вышед из града и ста туто же под градом Переславлем. А с Москвы воеводы великого князя Василья Васильевича приидоша на него и сступишася на речке на Листани. Татары же отнюдь охудеша и померзоша, и безконни быша, и от великого мраза и студени великиа и ветра и вихра луки их и стрелы ни во чтоже быша; снези бо бяху велици зело. И приидоша на них Мордва на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями: а казаки Рязванскиа такоже на ртах с сулицами и с рогатинами и с саблями з другиа стороны; а воеводы великого князя Василья Васильевича с своею силою: а пешаа рать многа собрана на них с ослопы и с топоры и с рогатинами. И бысть им бой велик и силен зело на речке на Листани, и начаша одолевати христианя. Татарове же никакоже давахуся в руки, но резашася крепко; и много Татар избиша, и самого царевича Мустофу убиша, и князей с ним многих Татарских избиша; а князя Ихмут-мурзу яли, да князя Азбердея, Мишереванова сына, яли и иных многих Татар поимали. А в великого князя полку убили Татарове Илью Ивановича Лыкова». (Полное собрание Русских Летописей изданное по Высочайшему Повелению Императорскою Археографическою комиссею. Т.12. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. С.П-б. Тип. И.Н.Скороходова, 1901, с. 62).

Косвенные упоминания


     Согласно Псковским летописям в 1406 - 1407 годах должность псковского посадника исполнял Юрий Филиппович Козачкович (Гюрги Козачкович, Юрий Казачкович). Он совершил успешные походы на Ржев и Великие Луки и, с князем Даниилом Александровичем, против немцев. Отец его Филипп Казачкович (Козачкович) упоминается в Новгородских летописях за 1397 год и в Никоновской летописи за 1398 год. В этих летописях говорится о том, что в Новгород пришло посольство из Пскова - князь Григорий Евстафьевич, посадники Сысой и Роман, Филипп Козачкович со своими людьми.

Страница в фейсбуке:Станица Ростовская.